среда, 10 мая 2017 г.

Классические и романтические программы курсов

Возможно, некоторые коллеги удивятся (как некогда был удивлен и я), что в образовательных системах и/или учреждениях многих стран (включая и некоторые постсоветские) отсутствует такая фундаментальная штука, как программа учебного курса.
Вместо нее имеет место куррикилум.

Куррикулум – это соглашение между субъектами образовательного процесса: между обучающимся и/или государством, и/или образовательным учреждением, и/или преподавателем (учителем, тьютором) о том, как заказчик обучения и/или преподающие/воспитывающие будут осуществлять обучение конкретной аудитории, в ходе освоения обучающимся конкретного курса.
Куррикулум описывает:
- кому и когда учиться,
- с какой целью (зачем, в чем смысл) проводится обучение,
- что изучать,
- где, как, с помощью чего учиться,
- как и с кем взаимодействовать.
Однако даже среди британских ученых (дидактов) существуют разные подходы к куррикулумам: в дополнительном профобразовании, к примеру, выделяют  классический и романтический куррикулумы.
Классический:


Не сложно заметить, что такой куррикулум сильно похож на наши привычные программы курсов.
Романтический:


Такие куррикулумы хороши для весьма продвинутых специалистов. Не всё в них для бакалавриата, надо полагать, применимо.
Потому можно выделить еще  и академические (ВПО) куррикулумы, думается, занимающие промежуточное положение между классическими и романтическими, и в большинстве из академических также доминирует принцип центрированности на учащемся.

В чем же преимущество у куррикулумов перед традиционными программами курсов? Важнейшие  отличия первых от вторых состоит в том, что первые содержат сведения о
  1. реализуемых конкретным преподавателем подходах к преподаванию и учению (его (индивидуальную) философию курса).
  2. обязательствах преподающих перед теми, кто учится.
  3. обязательствах (ответственности) учащихся перед преподающими (и учебными заведениями).
  4. обязательствах обучающихся по отношению к соученикам и временным мини-группам.
  5. системе коррекции возможных отклонений (способах организации и получения обратной связи).
  6. порядке и критериях оценки результатов обучения.
Кто-то считает, что при наличии хорошо составленных куррикулумов формальные учебные программы не нужны. Соглашусь, если преподаватель готов куррикулумы составлять.
Формальные, спускаемые или требуемые сверху, как это у нас заведено, программы  курсов курикулумам объективно не мешают. Напротив, программы (описания предметной области курса), понимаемые не как «бумажки для отчетности», а как основа для описания содержания обучения  необходимы. Курикулумы же способны превратить эти «бумажки» в  программы действий учащихся и обучающих по освоению содержания конкретных курсов.
Следовательно, куррикулум как описание
  • активных действий обучающегося по достижению результатов обучения,
  • действий преподавателя по обеспечению успешного овладения содержанием курса учениками,
  • способов согласования совместных действий преподающих и учащихся,  
позволит рационально распределить ответственность тех и других за изучение курса. Кстати, в некоторых вузах налицо тренд (спасибо ГОС) составлять программы курсов так, чтобы они приближались к куррикулумам.  О том, как это делается – как программу курса превратить в программу действий участников ученого процесса - мы со свойственным нам романтизмом, надеемся и дальше обсуждать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий